Изменение подхода к преподаванию иностранных языков



Если ваша нога давно не переступала порога языкового образовательного учреждения – то вы очень удивитесь, узнав, насколько изменилась методика преподавания иностранных языков за последние пятнадцать лет. Помимо того, что черные меловые школьные доски превратились в белые (а чаще – в интерактивные), а применение цифровых инструментов становится все более популярным – в подходах к преподаванию иностранных языков наблюдаются фундаментальные изменения.

Изучение языка «зубрежкой»

В течение многих лет преподаватели языков находили множество способов превратить захватывающий в оригинале английский «топик» в смертельно-скучный зазубренный банальный ответ у доски. Языковое обучение в XX столетии сильно опиралось на распространенный в XIX веке «грамматический перевод», который подразумевал запоминание нового иностранного слова или предложения путем дословного перевода на родной язык.
Обучение было строго привязано к учебной программе, независимо от того, соответствует ли она потребностям учащихся или нет. Это приводило к тому, что большинство учащихся полагали, что у них нет склонности к языкам, и они зачастую забрасывали обучение.
image

С течением времени методика преподавания постепенно адаптировалась к потребностям учеников и стала более «ситуативной», когда грамматика и лексика преподается в определенных контекстах, в которых учащиеся могут реально их использовать. Но на тот момент упор по-прежнему делался на чтении, повторении и зубрежке.
Развитие коммуникативного подхода в последние десятилетия XX века ознаменовало собой кардинальное изменение в методике обучения языкам в целом. Идея «коммуникативной компетентности» – когда акцент делается на общении – заменила грамматическую точность как главную цель преподавания языка

Коммуникативный подход

Новый подход акцентировал внимание на том, как мы изучаем наш первый родной язык, а не на том, что язык нужно учить, как таблицу умножения. Результатом применения подхода стала гораздо более расслабленная атмосфера в классе, а также упражнения, ориентированные на потребности учащихся. Конечно, потребовалась уйма времени для того, чтобы этот новый подход был признан практикующими преподавателями, большинство из которых сами учились по старым методам, и не хотели, или попросту не могли адаптироваться к новой системе.
image

Дэйв Бриггс (Dave Briggs), руководитель отдела подготовки преподавателей в Учебных Центрах Великобритании, утверждает, что «коммуникативный подход способствует развитию непосредственно разговорной практики в классе, которая улучшает уверенность в себе и запоминание», что, в свою очередь, мотивирует больше и лучше учиться. А мотивация – это краеугольный камень успешного обучения.
В основе многих коммуникационных упражнений лежит идея «разделения информации»: мы часто общаемся, чтобы получить информацию, которой у нас нет; поэтому упражнения разработаны так, что учащимся предоставляется различная информация, и им приходится общаться друг с другом, чтобы выяснить, что знают другие.
Коммуникативный подход эволюционировал на протяжении многих лет, и Дэйв указывает на «более лексический подход» в современном обучении, с особым вниманием к словосочетаниям: языковые блоки, регулярно появляющиеся в повседневной жизни. Исследования показывают, что словосочетания запоминать легче, чем отдельные слова или правила.

Обучение языку сегодня

Идея коммуникативного подхода по-прежнему задает тон в преподавании языка сегодня, например, в акценте на потребностях каждой группы студентов в противовес использования жесткой учебной программы, основанной на грамматике, а также в популярности упражнений с разделением информации.
Несмотря на то, что качественное обучение зависит, прежде всего, от правильной работы наставника, все же современные технологии напрямую влияют на качество обучения в современных школах. На сегодняшний день учителям доступно огромное количество инструментов и упражнений.
Дейв из Учебных Центров Великобритании считает смартфон потенциальным инструментом для работы классе, так как нынешнее поколение учащихся активно и легко пользуется всеми современными «девайсами». Некоторые приложения превращают «сложную» работу по запоминанию новых слов в игру, и могут стать отличным дополнением к традиционному обучению в классе.

image

На текущий момент коммуникативный подход с успехом используется большинством преподавателей английского языка по всему миру.

Погружение в языковую среду как самый эффективный способ изучения языка

Коммуникативный подход основывается на потребностях учащихся, на получении удовольствия от изучения языка. Общеизвестно, что наиболее эффективным способом изучения языка является погружение в языковую среду. Это точка, когда приходит осознание актуальности и нужности всей информации, полученной за годы обучения в классе, так как ты начинаешь использовать ее в повседневной жизни.
И если вас с трудом мог заинтересовать иностранным языком скучный лектор на школьной скамье – быть может, самое время дать языку второй шанс? Почему бы не попробовать начать изучать язык по-другому? Вы даже не представляете, сколько есть возможностей превратить изучение языка в самое настоящее хобби!

Начните прямо сегодня!

image